![]() |
|||||||||||||
|
S e x p e r t . c o m . u a | |||
Почему вы полагаете, что инстинкты полностью определяют поведение человека? А как же разум, воспитание, образование? Я так не считаю, и это не следует ни из текста Трактата, ни из текстов других трудов по этологии. Вот как это сформулировал основоположник этологии Конрад Лоренц: «Но если осознать это, невозможно уйти от вопроса: как же получается, что предположительно разумные существа могут вести себя столь неразумно? [...] Все эти поразительные противоречия находят естественное объяснение и полностью поддаются классификации, если заставить себя осознать, что социальное поведение людей диктуется отнюдь не только разумом и культурной традицией, но по-прежнему подчиняется еще и тем закономерностям, которые присущи любому филогенетически возникшему поведению; а эти закономерности мы достаточно хорошо узнали, изучая поведение животных.» Итак, работы по этологии не отрицают наличие у человека разума, как не отрицают и влияние разума на его поведение. Просто рассмотрение рассудочно-обусловленного поведения не вполне входит в круг рассматриваемых этологией вопросов. В самом деле, никто, покупая книгу под названием «Электрооборудование автомобилей ВАЗ», не возмущается узостью рассматриваемой темы и не требует, чтобы там же были рассмотрены другие системы автомобиля (пусть даже тесно с электрооборудованием связанные) или было бы рассмотрено электрооборудование автомобилей других марок. На это есть другие книги. Так же и в науках о поведении. Рассудочно-обусловленное поведение сфера компетенции главным образом психологии, и подробнейше рассмотрено в соответствующей литературе. Вычленение из всей совокупности факторов, действующих на объект, какого-то одного (или немногих родственных) и, соответственно, абстрагирование от остальных стандартный научный прием. Только изучив влияние всех факторов по отдельности, можно попробовать потом объединить полученные закономерности в единую картину. В противном случае, пытаясь изучить поведение человека сразу во всей совокупности факторов, мы рискуем просто запутаться в мешанине противоречивых тенденций. Тем более, что даже и некоторые инстинкты друг другу противоречат. Однако взаимодействие между инстинктивно- и рассудочно-обусловленным поведением, безусловно, важно для этологии, и она его рассматривает. В частности, этологическое понятие примативности как раз и показывает, где проходит граница между инстинктами и рассудком у каждого конкретного человека. Разумеется, эта граница очень расплывчата и условна, на практике инстинктивно- и рассудочно-обусловленные компоненты поведения тесно переплетены и могут действовать одновременно. Но, тем не менее, степень влияния на реальное поведение конкретного человека инстинктов или рассудка вполне отчетливо отличается, а стало быть возможно говорить о различной примативности различных людей. Если же говорить о количественном соотношении, то точных цифр пока назвать нельзя. Такая методика находится еще в стадии разработки. Однако можно с уверенностью утверждать, что влияние инстинктов на поведение человека имеет тот же порядок величины, что и влияние рассудка, то есть далеко не ничтожно. А конкретно в области брачно-сексуальных отношений инстинктивная компонента явно преобладает. Насколько? Это покажут дальнейшие исследования. |
|||
S e x p e r t . c o m . u a | |||
16 17 18 19 20 21 22 К перечню вопросов |
S e x p e r t . c o m . u a | ||||||||||||||||||||||
|
|