![]() |
|||||||||||||
|
S e x p e r t . c o m . u a | |||
Никак не могу понять, о каких это человеческих инстинктах вы говорите? Разве я похожа на муху, тупо бьющуюся в стекло??? Похоже, что сущность вашего непонимания в существенно разном смысле (по научному в семантике) слова «инстинкт», принимаемого вами и нами. Наверное, в вашем понимании инстинкт это до невменяемости автоматическое действие, с которым невозможно совладать и как-то его проконтролировать. ТАКИХ инстинктов у человека действительно практически нет; впрочем, зрелище иной женщины, с завидным упорством наступающей на одни и те же грабли в отношениях с мужчинами, нередко вызывает именно упомянутые вами ассоциации с мухой и стеклом... Академическое определение инстинкта гласит: ИНСТИНКТ (лат. instinctus побуждающий) неприобретенная, характерная для данного вида, тенденция или предрасположенность реагировать определенным способом, возникающая при определенных стимульных условиях и при определенных состояниях особи. (*) Обращаю внимание, что речь идет именно о тенденции или предрасположенности (норме реакции), но не о каком-то строго фиксированном действии; хотя как частный случай (хотя бы с нашей мухой) это очень возможно. Другими словами, включившийся инстинкт порождает не поступок, а ЖЕЛАНИЕ его сделать. А это желание однако может (и во многих случаях ДОЛЖНО) быть парировано усилием воли. К примеру, вы голодны (находитесь в состоянии потребности в пище); пробегая мимо закусочной, слышите вкусные запахи (возникли внешние стимульные условия). У вас возникает ЖЕЛАНИЕ изменить ваш маршрут движения, завернуть в закусочную и утолить голод. Однако вы вспоминаете, что опаздываете на поезд, и... продолжаете спешное движение в сторону вокзала! Если, конечно, ваша примативность не слишком высока. Чувствуя инстинктивную потребность сделать (или не сделать) что-то, человек, тем не менее в состоянии поступить ему вопреки. А уж захочет он это сделать и сможет ли (если даже захочет) это уже отдельный вопрос. Именно эта способность в этологии называется примативностью, и для большинства людей служит одним из показателей культурности данного человека. (*) Сюда входит также врожденная предрасположенность легко воспринимать в ходе воспитания и обучения поведенческие и когнитивные схемы определенного типа и слабо воспринимать схемы другого типа, хотя указанные рамки воспринимаемого типа поведенческих реакций могут быть довольно широки, что повышает адаптивность к быстроменяющимся условиям внешней среды. |
|||
S e x p e r t . c o m . u a | |||
76 77 78 79 80 81 82 К перечню вопросов |
S e x p e r t . c o m . u a | ||||||||||||||||||||||
|
|